"."
Меню

Хадисы от Аль-Бухари

 



Содержание:

1.   Начало откровений. 3

2.   Книга веры. 7

3.   Книга знания. 18

4.   Книга (частичного) омовения. 32

5.   Книга полного омовения. 46

6.   Книга месячных. 49

7.   Книга очищения песком. 54

8.   Книга молитвы. 56

9.   Книга молитвы: Главы о преграде перед молящимся. 75

10. Книга о времени молитвы. 78

11. Книга призыва на молитву. 88

12. Главы об особенностях молитвы. 99

13. Книга пятницы. 113

14. Книга (о молитве, совершаемой под воздействием) страха. 119

15. Книга двух праздников. 121

16. Книга витра. 123

17. Книга моления о ниспослании дождя. 125

18. Книга затмения. 129

19. Главы о совершении земных поклонов во время чтения Корана и о том, как это полагается делать. 131

20. Главы о сокращении молитвы. 132

21. Главы о совершении дополнительных ночных молитв. 135

22. Книга о молитве в мечети Мекки и (мечети) Медины. 140

23. Книга о действиях во время молитвы. 141

24. Книга (о совершении) земного поклона (в случае проявления) невнимательности. 143

25. Книга похорон. 144

26. Книга закята. 160

27. Главы о садаке разговения. 177

28. Книга хаджа. 177

29. Книга умры. 198

30. Книга о задержке. 202

31. Книга о наказании за охоту. 203

32. Книга о достоинствах Медины. 208

33. Книга поста. 211

34. Книга о дополнительной молитве во время рамадана. 222

35. Книга о достоинстве ночи предопределения. 223

36. Книга неотлучного пребывания в мечети. 224

37. Книга торговых сделок. 225

38. Книга предварительной оплаты. 240

39. Книга о преимущественном праве покупки. 241

40. Книга найма и аренды. 242

41. Книга о переводе долгов. 244

42. Книга ручательства. 245

43. Книга предоставления полномочий. 246

44. Книга об издольщине. 248

45. Книга о снабжении водой и питье. 252

46. Книга о займах, уплате долгов, наложении ареста на имущество и признании несостоятельности. 255

47. Книга о тяжбах. 257

48. Книга о находке. 258

49. Книга о захваченном несправедливо. 259

50. Книга о партнёрстве. 262

51. Книга залога. 264

52. Книга освобождения рабов. 264

53. Книга о достоинстве дарения и побуждении к этому. 267

54. Книга свидетельств. 272

55. Книга примирения. 276

56. Книга условий. 278

57. Книга завещаний. 283

58. Книга джихада. 286

59. Книга о пятой части (военной добычи) 311

60. Книга о подушной подати и примирении. 316

61. Книга начала творения. 320

62. Книга рассказов о пророках. 329

63. Книга о похвальных качествах. 342

64. Книга о достоинствах сподвижников пророка, да благословит его Аллах и да приветствует и да будет доволен всеми ими Аллах. 354

65. Книга о достоинствах ансаров. 361

66. Книга военных походов. 375

67. Книга толкования Корана. 408

68. Книга о достоинствах Корана. 435

69. Книга брака. 439

70. Книга развода. 450

71. Книга о расходовании средств. 453

72. Книга о еде. 454

73. Книга об 'акике. 458

74. Книга о закалываемых животных и охоте. 459

75. Книга о жертвенных животных. 462

76. Книга о напитках. 462

77. Книга о больных. 465

78. Книга медицины. 467

79. Книга об одежде. 472

80. Книга о благовоспитанности. 475

81. Книга об испрашивании разрешения. 483

82. Книга обращений к Аллаху с мольбами. 485

83. Книга смягчения (сердец) 495

84. Книга предопределения. 505

85. Книга клятв и обетов. 506

86. Книга искупления за невыполнение клятв. 508

87. Книга о долях наследства. 508

88. Книга заповедей. 509

89. Книга о (наказаниях для людей) из числа неверных и вероотступников, которые воюют (с Аллахом и Его посланником) 510

90. Книга о выкупах. 511

91. Книга о призыве к покаянию вероотступников и упорствующих и сражению с ними. 512

92. Книга толкования снов. 513

93. Книга испытаний. 515

94. Книга установлений. 518

95. Книга желаний. 520

96. Книга о (необходимости) крепко держаться Корана и сунны. 520

97. Книга единобожия. 522

 

Имя и нисбы  аль-Бухари 


Имя имама - Мухаммад бин Исма‘ил бин Ибрахим бин аль-Мугира аль-Бухари аль-Джу‘фи; его кунья  - Абу ‘Абдуллах.

 

Рождение и детство


Имам аль-Бухари родился в Бухаре в пятницу одиннадцатого числа месяца шавваль 194 года хиджры. Он рано лишился отца и ослеп в раннем детстве, а через неко-торое время его мать увидела во сне пророка Ибрахима, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал ей: «О такая-то, Аллах вернул зрение твоему сыну благодаря твоим многочисленным мольбам».
Аллах наделил его способностью запоминать хадисы, когда он был ещё ребёнком. Абу Джа‘фар Мухаммад бин Абу Хатим аль-Варрак сказал: «Однажды я спросил Абу ‘Абдуллаха аль-Бухари: "Как ты начал изучать хадисы?" Он ответил: "Мысль о необходимости запоминать хадисы была внушена мне, когда я только начинал учиться, и было мне десять лет или менее того. Потом я покинул школу и стал учиться то у одного, то у другого учителя. Когда мне исполнилось шестнадцать лет, я уже помнил наизусть книги Ибн аль-Мубарака и Ваки‘а и знал их высказывания. Затем вместе с матерью и братом я отправился в Мекку, где мы и поселились ради собирания хадисов, а когда мне исполнилось восемнадцать лет, я стал классифицировать сведения о сподвижниках и последователях, а также их высказывания"».
Аль-Бухари всецело посвящал себя науке и поклонению. Он часто говорил: «Никогда в жизни я ни у кого не купил ничего ценою в дирхем и никому ничего ценой в дирхем не продал». Как-то раз его спросили о том, как он покупал хлеб, на что аль-Бухари ответил: «Я поручал это кому-нибудь, и мне покупали его».
Аль-Бухари, да помилует его Аллах Всевышний, отличался крайней стыдливостью, смелостью, щедростью, благочестием, отрешённостью от мира дольнего и стремле-нием к миру вечному. Однажды он сказал: «Поистине, я хочу, чтобы никто не взыскал с меня за хулу, когда я встречусь с Аллахом Всевышним».
Аль-Бухари были присущи чувство собственного достоинства и гордость. Как-то один правитель, желавший, чтобы он занялся обучением его детей, послал за ним, однако аль-Бухари велел передать ему, что ищущие знания должны сами приходить к знаю-щим, и отказался поехать к нему.
Он часто постился днём, молился по ночам и много читал Коран, особенно во время благословенного рамадана. Абу Бакр аль-Багдади передал, что Масих бин Са‘ид ска-зал: «С наступлением первой ночи рамадана у Мухаммада бин Исма‘ила аль-Бухари собирались его товарищи, и он совершал с ними молитву, читая по двадцать айатов Корана во время каждого раката, пока не прочитывал Коран целиком».
Кроме того, аль-Бухари ежедневно прочитывал Коран полностью, завершая чтение перед разговением, и он говорил: «Мольба после завершения чтения Корана не остаётся без ответа».
Однажды, когда он молился, оса ужалила его семнадцать раз. Закончив молиться, он сказал: «Посмотрите, что это беспокоило меня во время моей молитвы», и когда люди посмотрели, оказалось, что на его теле осталось семнадцать следов от укусов осы, однако, несмотря на это, он не прервал молитву.

 

Удивительная память аль-Бухари.


Аллах наделил его прекрасной памятью, что было заметно уже в детстве. Хашид бин Исма‘ил рассказывал следующее: «В Басре Абу ‘Абдуллах Мухаммад бин Исма‘ил аль-Бухари, который был тогда ещё юношей, посещал с нами разных шейхов, являв-шихся знатоками хадисов, но ничего не записывал. Через несколько дней мы стали говорить ему: "Ты посещаешь вместе с нами разных шейхов и ничего не записываешь, но почему ты так делаешь?" Через шестнадцать дней он сказал нам: "Поистине, вы много говорите и досаждаете мне! Покажите-ка, что вы записали". Мы достали наши листы, где было записано более пятнадцати тысяч хадисов, и он стал читать всё это наизусть, а мы даже принялись исправлять наши записи в соответст-вии с тем, что он читал по памяти. Потом он спросил: "Вы и теперь считаете, что я посещаю разных шейхов ради шутки и попусту растрачиваю свои дни?" - и после этого нам стало ясно, что опередить его не сможет никто».
Когда аль-Бухари был ещё юношей, жители Басры, желавшие слушать хадисы, ходи-ли за ним по пятам, пока не добивались желаемого, и тогда они усаживали его на какой-нибудь дороге, а вокруг него собирались тысячи слушателей, большинство из которых записывали то, что он говорил, хотя был он в ту пору безусым юнцом.
Ещё одним доказательством того, что аль-Бухари обладал прекрасной памятью и отличался абсолютной точностью, может служить сообщение о том, как однажды он приехал в Самарканд, где встретился с четырьмястами знатоками хадисов. Они сме-шали между собой иснады хадисов из Шама и Ирака и имена передатчиков и присое-динили иснады одних хадисов к матнам других, после чего прочли всё это аль-Бухари, который указал, к каким иснадам на самом деле относятся соответствующие матны, и всё привёл в должный порядок, и никто из них не смог найти ни одной неточности ни в одном иснаде или матне. Нечто подобное имело место и в Багдаде. Сообщается также, что стоило ему прочесть книгу только один раз, как он наизусть запоминал её содержание, и таких сообщений известно много.


Наиболее известные шейхи и ученики аль-Бухари.


Имам аль-Бухари передавал хадисы со слов более чем тысячи шейхов, с которыми он встречался в разных краях, где ему довелось побывать. Здесь невозможно не только рассказать о каждом из его шейхов или учеников, но даже просто перечислить их имена, и поэтому мы ограничимся упоминанием наиболее известных из них.
К числу самых известных шейхов аль-Бухари относятся Хаммад бин Шакир, Тахир бин Махлид, имам Ахмад бин Ханбаль, ‘Али бин аль-Мадини, Макки бин Ибрахим аль-Балхи, ‘Абдуллах бин Муса аль-‘Абси, Абу Бакр аль-Хумайди, Ибрахим бин Ма‘киль, Абу Тальха бин ‘Али аль-Баради ан-Насафи, Ибрахим бин аль-Мунзир, Адам бин Ий-ас, ‘Абдан бин ‘Усман аль-Марвази, Абу ‘Асим аш-Шайбани и Йахйа бин Му‘ин.
Наиболее известными передатчиками хадисов, собранных аль-Бухари, являлись имам Муслим бин аль-Хаджжадж, не включивший эти хадисы в свой "Сахих", ат-Тирмизи, включивший эти хадисы в свой "Джами‘", ан-Наса'и, который, как считают некоторые улемы, включил их в "Сунан", Ибрахим аль-Харби, Ибн Абу-д-Дунйа, Абу Хатим, ‘Абдуллах бин Мухаммад бин Наджих, аль-Хусейн бин Исма‘ил аль-Махамили и многие другие.

 

Отзывы улемов об имаме аль-Бухари.


Об имаме аль-Бухари с похвалой отзывались многие из улемов, являвшихся его со-временниками. Достаточно сказать, что в области науки о хадисах он заслужил про-звище "повелителя правоверных", что не оспаривалось никем. Однажды имам Муслим поцеловал имама аль-Бухари в лоб и сказал ему: «Позволь мне поцеловать тебе и ноги, о учитель учителей, господин мухаддисов и врачеватель недостатков хадисов», после чего задал ему вопрос относительно хадиса об искуплении за встречу , и аль-Бухари указал ему на недостатки этого хадиса, когда же он закончил говорить, Муслим сказал ему: «Только завистник может ненавидеть тебя! Свидетельствую, что в мире этом нет подобного тебе».
Биндар сказал: «Лучшими мухаддисами являются четверо: Абу Зур‘а из Рея, Муслим из Нишапура, ад-Дарими из Самарканда и аль-Бухари из Бухары». Имам Ахмад ска-зал: «В Хорасане ещё не было подобного ему». ‘Али бин аль-Мадини сказал: «Аль-Бухари никогда не встречал подобного себе». Исхак бин Рахавийа сказал: «Если бы жил он даже во времена аль-Хасана , люди непременно нуждались бы в его хади-сах, его познаниях и его знании фикха». Абу-ль-‘Аббас ад-Да‘ляви передал, что в послании жителей Багдада к аль-Бухари были такие слова: «Благо не покинет мусульман, пока ты будешь с ними. Не найдётся после тебя лучшего, а тебя будет недоставать». Абу Хатим ар-Рази сказал: «Поистине, он является самым знающим из тех, кто приезжал в Багдад». Ибн Хузайма сказал: «Не встречал я под небосводом ни более осведомлённого о хадисах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , ни того, кто помнил бы больше хадисов, чем аль-Бухари». Ат-Тирмизи сказал: «Не видел я ни в Ираке, ни в Хорасане человека, который лучше аль-Бухари знал бы историю и разбирался в недостатках хадисов и их иснадах».

 

Важнейшие и наиболее известные труды аль-Бухари


Имам аль-Бухари оставил после себя множество трудов, важнейшим и получившим наибольшее распространение из которых является "Аль-джами‘ ас-сахих". Кроме того, к числу сочинений аль-Бухари относятся такие книги, как "Аль-асма' ва-ль-куна", "Ат-тарих аль-кабир", "Ас-сунан фи-ль-фикх", "Хальк аф‘аль аль-‘ибад", "Аль-адаб аль-муфрад" и "Аль-кира'а хальфа-ль-имам". Здесь нет возможности говорить о каждом из его сочинений, и поэтому придётся ограничиться указанием только на "Аль-джами‘ ас-сахих" и то место, которое он занимает среди сводов хадисов пророка, да бла-гословит его Аллах и приветствует .

 

Что послужило причиной составления этого свода


Основной причиной, побудившей аль-Бухари к составлению "Сахиха", куда вошли только достоверные хадисы, послужило то, что в сборники, составленные его совре-менниками, наряду с достоверными включались и слабые хадисы. Это не нравилось имаму аль-Бухари, не забывшему о том, что его шейх Исхак бин Рахавайхи хотел собрать воедино одни лишь достоверные хадисы и побуждал к этому своих учеников, говоря им: «Было бы прекрасно, если бы вы составили краткий свод хадисов послан-ника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Эти слова запали в душу имама аль-Бухари, и после этого он начал собирать материалы к своему "Сахиху".
Кроме того, его решимость укрепил сон, в котором аль-Бухари увидел себя стоящим перед посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , с веером в руках и защищающим его, что было истолковано им как указание на то, что он не по-зволит лжи коснуться посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует . Всё вышеупомянутое и побудило его заняться этим трудом, который стал лучшим из всех трудов великого имама, явился свидетельством высокого места, занимаемого имамом аль-Бухари, и сослужил великую службу Исламской религии. В процессе ра-боты имам аль-Бухари проверил около шестисот тысяч хадисов, а созданный им труд стал наилучшей книгой после Книги Всемогущего и Великого Аллаха, что соответствует единодушному мнению членов мусульманской общины, принявшей его с того самого дня, когда он был завершён и продолжающей высоко ценить его до сих пор. Имам аль-Бухари работал над своей книгой в течение шестнадцати лет.

 

Об этом труде поэт сказал так:


Если отнестись к "Сахиху" аль-Бухари по справедливости,
следует переписать его не иначе как золотыми буквами. 
Отделяет он правильное руководство от заблуждений
и хранит юношу от погибели,
а его иснады, подобные звёздам небесным,
предшествуют матнам, похожим на кометы.
Благодаря хадисам этой книги были восстановлены весы религии посланника,
и, сообразуясь с ней, стали судить неарабы после арабов.
Служит она несомненной завесой от огня   
и позволяет отличать благоволение от гнева,
является связующим звеном между нами и пророком
и служит ясным указанием, позволяющим избавиться от сомнений.
О знающий, относительно высокого места которого
среди улемов нет расхождений!
Собрав эти хадисы, ты опередил других имамов
и, по свидетельству их, добился своей цели.
Ты отверг слабых передатчиков
и тех, кого обвиняли во лжи,
и привёл в изумление всех,
приведя хадисы в порядок и разбив их на главы.
Пусть Покровитель твой дарует тебе то, чего ты желаешь,
и да наделит Он тебя тем, что обещал тебе, щедро!
В конце жизни имам аль-Бухари переехал из своего родного города в селение Хар-танк, которое в те времена находилось примерно в километре пути от Самарканда. Он жил там в окружении своих близких, моля Аллаха забрать его Себе, ибо его устрашали смуты, защиты от которых столь часто просил Аллаха пророк, да благословит его Аллах и приветствует .
Вскоре после этого он заболел и скончался в субботу, в ночь праздника разгове-ния  после наступления времени вечерней молитвы в 256 году хиджры. Заупокойную молитву по нему совершили на следующий день после полуденной молитвы, да помилует его Аллах и да будет Он доволен им.

 

Знакомство с "Сахихом" аль-Бухари 


Абу ‘Абдуллах аль-Бухари, да помилует его Аллах Всевышний и да будет Он доволен им, назвал свою книгу "Аль-джами‘ аль-муснад ас-сахих аль-мухтасар мин умур расу-ли-Ллах ва сунани-хи ва айами-хи". Что касается места этого труда, то улемы говори-ли, что в книге аль-Бухари впервые были собраны и классифицированы по тематиче-скому признаку исключительно достоверные хадисы.
Кроме того, улемы были единодушны во мнении о том, что из всех сборников, состав-ленных по такому принципу, самые достоверные хадисы включают в себя "Сахихи" аль-Бухари и Муслима. В большинстве своём улемы считают, что "Сахих" аль-Бухари более достоверен и заключает в себе больше пользы, чем "Сахих" Муслима, однако Абу ‘Али ан-Найсабури говорил, что более достоверным следует считать "Сахих" Муслима. Такого мнения придерживались и улемы Магриба, но с этим согласиться нельзя, ибо на самом деле предпочтение необходимо отдать "Сахиху" аль-Бухари. Так, например, в своём сочинении под названием "Аль-Мадхаль" имам Абу Бакр аль-Исма‘или ставит "Сахих" аль-Бухари выше "Сахиха" Муслима и обосновывает свою точку зрения соответствующими доказательствами.
Имам ан-Навави сказал: «Нам передали, что имам Абу ‘Абд ар-Рахман ан-Наса'и, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: "Нет среди этих книг более хорошей, чем книга аль-Бухари"».
Знай, что достоверность обоих этих книг общепризнана, а это значит, что приме-нение на практике того, о чём говорится в содержащихся в них хадисах, обязательно.
Теперь относительно того, что касается причины классификации хадисов "Сахиха" аль-Бухари и принципа его составления. Передают со слов Ибрахима бин Ма‘киля ан-Насафи, что Абу ‘Абдуллах аль-Бухари, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «Как-то раз, когда мы находились у Исхака бин Рахавайхи, да помилует его Аллах, некоторые наши товарищи стали говорить нам: "Было бы хорошо, если бы вы составили краткую книгу из достоверных хадисов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ". Это запало мне в душу, после чего я и принялся за со-ставление такой книги».
Имам ан-Навави сказал:
- Несколькими путями нам передали сообщение о том, что аль-Бухари, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «В течение шестнадцати лет я работал над "Сахи-хом", материал для которого был отобран мной из шестисот тысяч хадисов, и я сделал его своим оправданием пред Всемогущим и Великим Аллахом».
Имам ан-Навави сказал:
- Нам передали, что он сказал: «Однажды я увидел во сне, что стою перед пророком, да благословит его Аллах и приветствует , с веером в руках и защищаю его. После этого я спросил об этом некоторых толкователей снов и все они говорили: "Ты защи-щаешь его от лжи", что и побудило меня к составлению "Сахиха"».
Сообщается, что аль-Бухари сказал: «В свой "Аль-Джами‘" я включил только досто-верные хадисы, но часть их я в него не включил из-за большого объёма книги».
Имам ан-Навави сказал:
- Передают со слов аль-Фирабри, что аль-Бухари, да помилует его Аллах Все-вышний, сказал: «Я не включал в свой "Сахих" ни одного хадиса, не совершив перед этим полного омовения и молитвы в два раката».
Передают со слов имама ан-Навави, что ‘Абд аль-Куддус бин Хаммам сказал: «От разных шейхов я слышал, что аль-Бухари составлял пояснения к содержанию глав "Сахиха", находясь между могилой пророка, да благословит его Аллах и приветствует , и его минбаром и перед записью каждого пояснения он совершал молитву в два раката».
Имам ан-Навави сказал: «Девяносто тысяч человек слышали "Сахих" из уст аль-Бухари».
Имам ан-Навави сказал:
- Дошло до нас, что праведный имам и факих Абу Зайд Мухаммад бин Ахмад бин ‘Абдуллах бин Мухаммад аль-Марвази, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «Однажды я увидел во сне пророка, да благословит его Аллах и приветствует , и он сказал мне: "Поистине, община моя изучает фикх, но не изучает мою книгу". Я спро-сил: "О посланник Аллаха, а что ты называешь твоей книгой?" - на что он сказал: «"Джами‘" Мухаммада бин Исма‘ила аль-Бухари», или же он сказал нечто подобное».
В своей книге "Тарих Найсабур" Абу ‘Абдуллах приводит слова Абу ‘Амра Исма‘ила, передававшего, что Абу ‘Абдуллах Мухаммада бин ‘Али сказал:
- Я слышал, как Мухаммад бин Мухаммад бин Исма‘ил аль-Бухари сказал: «Я прожил в Басре пять лет, работая над своими книгами. Каждый год я совершал хаджж, после чего возвращался из Мекки в Басру, и я надеюсь, что Аллах сделает эти сочинения благословенными для мусульман».
Передают со слов Абу ‘Амра, что Абу ‘Абдуллах сказал: «И Аллах сделал их благо-словенными».
Имам ан-Навави сказал:
- Нам передали, что Абу-ль-Фадль Мухаммад бин Тахир аль-Макдиси сказал: «Аль-Бухари работал над составлением своего "Сахиха" в Бухаре, но говорят также, что это было в Мекке».
Он передал, что ‘Умар бин Мухаммад бин Йахйа сказал:
- Я слышал, как Абу ‘Абдуллах аль-Бухари сказал: «Я работал над составлением "Аль-Джами‘" на территории Запретной мечети и не включил в него ни одного хадиса, не испросив на то благословения Аллаха Всевышнего, не совершив молитву в два раката и не убедившись в достоверности этого хадиса».
Аль-Макдиси сказал: «Я считаю, что первое соответствует действительности в боль-шей степени».
Все эти сообщения не только можно, но и нужно согласовать между собой. Ранее мы уже указывали, что аль-Бухари работал над составлением своего "Сахиха" в течение шестнадцати лет, часть которых он провёл в Мекке, часть - в Медине, часть - в Басре и часть - в Бухаре, а Аллах знает об этом лучше.
Сообщается, что Бакр бин Мунир сказал:
- Однажды правитель Бухары эмир Халид бин Ахмад аз-Зухали послал к Мухаммаду бин Исма‘илу аль-Бухари человека, чтобы тот передал ему следующее: «Доставь ко мне "Джами‘", "Tарих" и другие твои книги, чтобы я услышал то, что в них написано, от тебя». На это аль-Бухари дал его посланцу такой ответ: «Поистине, я не унижаю зна-ние и не доставляю его к дверям людей, а если ты нуждаешься в чём-либо из этого, то сам приди либо в мою мечеть, либо ко мне домой».
В той версии этого сообщения, которая передаётся не через Ибн Мунира, сказано: «И эмир послал за аль-Бухари, желая, чтобы он обучал хадисам только его детей и больше никто на этих встречах не присутствовал, однако аль-Бухари отказался от этого и сказал: "Я не могу избирать для слушания одних и не допускать других"».

 

Количество хадисов "Сахиха".


Количество снабжённых иснадами хадисов "Сахиха", включая и повторяющиеся, со-ставляет семь тысяч двести семьдесят пять, тогда как без учёта повторяющихся их насчитывается около четырёх тысяч.
Причины повторения хадисов
Знай, что аль-Бухари преследовал достойные цели, стремясь к постижению различ-ных наук и всевозможных тонких аспектов сунны. Едва ли кто-нибудь может сравниться с ним в этом, подтверждением чему могут служить приведенные нами выше слова выдающихся знатоков хадисов из числа шейхов аль-Бухари и других людей, и если ты ознакомишься с его книгой, у тебя не останется в этом никаких сомнений. Аль-Бухари видел свою задачу не в том, чтобы ограничиваться одними хадисами и не приводить ничего, кроме матнов, а в том, чтобы делать из хадисов извлечения  и использовать их в качестве доводов в главах, посвящённых основам и ответвлениям религии, отречению от мира, благовоспитанности и тому подобным вещам.
Вот почему в отдельных главах "Сахиха" аль-Бухари не приводит иснады хадисов, ограничиваясь такими фразами как "со слов такого-то сподвижника, передавшего, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует , сказал" или "об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов такого-то".
Кроме того, в начале иснадов хадисов одно или несколько имён передатчиков не-редко опускаются. Передача хадисов подобным образом именуется "та‘лик" . Аль-Бухари прибегает к этому способу, когда хочет использовать тот или иной предмет в качестве аргумента, не нуждаясь в том, чтобы приводить либо хадис полностью, либо только его иснад или матн. В подобных случаях он только указывает на соответствующий хорошо известный хадис, который может относиться к числу приводимых им намного раньше или незадолго до этого. Давая свои пояснения к содержанию глав "Сахиха", аль-Бухари приводит много айатов священного Корана, а в некоторых случаях ограничивается только айатами, ничего к ним не добавляя. В пояснениях к главам аль-Бухари приводит также очень много других вещей наподобие фетв  сподвижников, последователей и тех, кто пришёл им на смену. Всё вышеупомянутое должно послужить для тебя подтверждением правильности сказанного нами, и если тебе будет известно, что цель аль-Бухари состояла в том, о чём мы упоминали, ты поймёшь, что ничего дурного в повторении хадисов в соответствующих случаях нет. Улемы из числа факихов  и других знатоков религии также придерживались этого и использовали в качестве аргументов хадисы, приводимые во многих разных главах.
Имам ан-Навави передал, что Абу-ль-Фадль аль-Макдиси сказал: «Аль-Бухари, да помилует его Аллах Всевышний, часто приводит один и тот же хадис в разных местах, после чего благодаря своей способности к извлечению и глубине понимания извлекает из него то, что сообразуется с содержанием соответствующей главы. Вместе с тем он редко приводит одну и ту же версию хадиса в двух местах с одним и тем же иснадом. Такой хадис передаётся им через другого сподвижника, последователя или ещё какого-нибудь передатчика, чтобы усилить его посредством множества путей передачи, или использования иной его версии, или изменения количества его передатчиков, или каким-нибудь иным способом, о чём лучше известно Аллаху».
Да помилует Аллах имама аль-Бухари и да воздаст Он ему благом за все его труды. 

 

Яндекс.Метрика МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов