"."
Меню

Хадисы от Аль-Бухари

 

                                                              3.Книга знания

ГЛАВА  1.  Достоинство знания. Аллах Всевышний сказал: «Аллах возвысит (на много) ступеней тех из вас, которые уверовали и которым даровано знание, и Аллаху ведомо о том, что вы творите» ("Препирательство", 11). Всемогущий и Великий также сказал: «...и говори: "Господь мой, прибавь мне знания!"» ("Та ха", 114).


     ГЛАВА 2. О том, кому задали вопрос, когда он был занят беседой, и кто закончил её, а потом ответил задавшему вопрос.


     53 (59). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Одна-жды к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , который беседовал с собравшимися людьми, подошёл какой-то бедуин и спросил: "Когда настанет Час этот?" Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , продолжал разговаривать, (не ответив ему,) и некоторые люди сказали: "Он слышал, что сказал (этот бедуин), но ему это не понравилось", другие же сказали так: "Нет, он не слышал". Закончив разговор, пророк, да благословит его Аллах и приветствует , спросил: "Где же спрашивавший о Часе?" (Бедуин) откликнулся: "Я здесь, о посланник Аллаха". Тогда он сказал: "Жди наступления этого Часа тогда, когда будет погублено то, что отдано на хранение  /амана/". (Бедуин) спросил: "Как же это будет погублено?" (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: "Так будет, если поддержание этого дела  будет поручено неспособным, и тогда следует ждать наступления этого Часа!"»


     ГЛАВА  3.  О возвышающем свой голос с (целью передачи) знания.


     54 (60). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Как-то раз, пророк, да благословит его Аллах и приветствует , отставший от нас в пути, присоединился ко (всем остальным) уже после того, как настало время молит-вы, а мы совершали омовение и (некоторые из нас) начали протирать ноги , и тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует ,) изо всех сил закричал: "Горе пяткам от (мук) огня!" - дважды или трижды (повторив эти слова)"».


     ГЛАВА  4.  Имам задаёт вопросы тем, кто находится у него, чтобы проверить, како-во их знание.


     55 (62). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: "Есть среди деревьев такое, листья которого не опадают, и, поистине, оно подобно мусульманину, а (теперь) скажите мне, что это (за дерево)?" - и люди стали вспоминать, какие деревья растут в пустыне"».
     ‘Абдуллах Ибн ‘Умар сказал: «И мне пришло в голову, что это пальма, но я постес-нялся , а потом они  попросили: "Скажи нам, что это за дерево, о посланник Аллаха?" - и он сказал: "Это - пальма"».


     ГЛАВА 5. О том, что было сказано относительно знания. Аллах Всевышний сказал: «...и говори: "Господь мой, прибавь мне знания!"» ("Та ха", 114).


     56 (63). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, когда мы с пророком, да благословит его Аллах и приветствует , сидели в мечети, к ней верхом на верблюде подъехал какой-то человек. Он заставил своего верблюда опуститься на колени у мечети, стреножил его, а потом спросил: "Кто из вас Мухам-мад?" В это время пророк, да благословит его Аллах и приветствует , сидел среди людей, опираясь на руку, и мы сказали: "Этот белолицый человек, который полулежит, опираясь на руку". Тогда человек спросил его: "(Ты ли) Ибн ‘Абд аль-Мутталиб?"  Пророк, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: "Я тебя слушаю". (Этот человек)  сказал: "Я буду подробно расспрашивать тебя и поэтому (прошу) на меня не сердиться". (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует ,) сказал: "Спрашивай, о чём хочешь". (Этот человек) спросил: "Я заклинаю тебя твоим Господом и Господом тех, кто жил до тебя, (скажи мне,) это Аллах послал тебя ко всем людям?" (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует ,) сказал: "О Аллах, да!" (Этот человек) спросил: "Заклинаю тебя Аллахом, (скажи мне,) это Аллах велел тебе, чтобы мы совершали пять молитв в течение дня и ночи?" (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует ,) сказал: " О Аллах, да!"  (Этот человек) спросил: "Заклинаю тебя Аллахом, (скажи мне,) это Аллах велел тебе, чтобы мы соблюдали пост в течение этого месяца?" (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует ,) сказал: "О Аллах, да!" (Этот человек) спросил: "Заклинаю тебя Аллахом, (скажи мне,) это Аллах велел тебе брать садаку  с богатых из нас и распределять её среди бедных?" Пророк, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: "О Аллах, да!" Тогда этот человек сказал: "Я уверовал во всё то, с чем ты пришёл, и я послан к тебе моими соплеменниками, и я - Димам бин Са‘ляба, брат  (племени) бану са‘д бин бакр"».
     57 (64). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (в своё время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветст-вует , отправил одного человека со своим посланием, повелев ему вручить это посла-ние владыке Бахрейна . И тот вручил его владыке Бахрейна, который отправил его Хосрову , разорвавшему его на мелкие куски после прочтения.
     (Ибн аль-Мусаййаб ) сказал: «И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , проклял их, пожелав, чтобы их самих разорвали в клочья».
     58 (65). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует , написал  (или: хотел написать) одно из своих посланий, ему сказали: "Они  читают только запечатанные послания". Тогда (пророк,  да благословит его Аллах и приветствует ,) взял серебряный перстень, на котором была выгравирована надпись "Мухаммад, посланник Аллаха", а белизна этого перстня на его руке и сейчас стоит у меня перед глазами».


     ГЛАВА 6. О том, кто увидел свободное место в кругу сидящих и сел там.


     59 (66). Передают со слов Абу Вакида аль-Ляйси, да будет доволен им Аллах, что однажды, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , сидел в мечети вместе с людьми, (туда) пришли три человека. Двое из них подошли к послан-нику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , а один удалился.
     (Передатчик этого хадиса) сказал: «Эти двое постояли около посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , и один из них увидел свободное место в кругу (сидевших людей) и сел там, другой сел позади них, а третий повернулся и ушёл. Закончив разговаривать (с этими людьми), посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: "Не сообщить ли вам нечто об этих троих? Один из них искал приюта у Аллаха, и Аллах предоставил ему приют ; что касается другого, то он устыдился (Аллаха), и Аллах устыдился его ; что же касается третьего, то он отвернулся, и Аллах (тоже) отвернулся от него"».


     ГЛАВА  7.  Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует : «Иной раз тот, кому передают что-либо, усваивает это лучше, чем слышавший непосредствен-но».


     60 (67). Сообщается, что Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Пророк, да благословит его Аллах и приветствует да,) сел на своего верблюда , которого держал за повод (или: недоуздок) один человек, а потом спросил: "Что это за день?" Мы промолчали, так как подумали, что он назовёт его как-нибудь по-другому, но он сказал: "Разве это не день жертвоприношения?" Мы сказали: "Да". (Затем) он спросил: "А что это за месяц?" Мы (снова) промолчали, так как подумали, что он назовёт его как-нибудь по-другому, но он сказал: "Разве это не зу-ль-хиджжа?" Мы сказали: "Да". (Тогда) он сказал: "Поистине, взаимоотношения меж вами должны быть такими, чтобы ваша кровь , ваше имущество и ваша честь являлись для вас столь же священными, сколь священным является этот ваш день в этом вашем месяце в этом вашем городе ! Пусть присутствующий известит об этом от-сутствующего, но, поистине, может получиться и так, что присутствующий известит того, кто усвоит это лучше него самого"».


     ГЛАВА  8.  О том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует , проявлял заботу о людях, обращаясь к ним с проповедями и обучая их только в подходящее время, чтобы они не питали (к этому) отвращения (или: не разбегались).


     61 (68). Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует , проявлял о нас заботу и обращался к нам с увещеваниями (лишь в отдельные) дни, не желая, чтобы (его слова) вызывали в нас скуку».
     62 (69). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да бла-гословит его Аллах и приветствует , сказал: «Облегчайте, а не создавайте затрудне-ния, возвещайте благое, а не внушайте отвращение (к Исламу)».


     ГЛАВА  9. Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага.


     63 (71). Сообщается, что Му‘авийа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слы-шал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: "Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага. Поистине, я только распре-деляю, а дарует Аллах. (Помните, что,) пока не придёт веление Аллаха , тот, кто будет противостоять (членам) этой общины, никогда не причинит им вреда,  если станут они исполнять веления Аллаха"».


     ГЛАВА  10. О глубине понимания.


     64 (72). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Однажды, когда мы находились у пророка, да благословит его Аллах и приветствует , принесли джуммар , и пророк, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: "Поистине, есть среди деревьев такое, которое подобно мусульманину". Я хотел ска-зать, что это пальма, (но вспомнил, что) я самый младший из присутствующих, и промолчал, пророк же, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: "Это - паль-ма"».


     ГЛАВА  11. Завидовать  следует знанию и мудрости.


     65 (73). Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, ска-зал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: "Не следует завидо-вать никому, кроме (обладающих) двумя качествами: человеку, которому Аллах даро-вал богатство и который был направлен к тому, чтобы без остатка потратить его на должное , и человеку, которому Аллах даровал мудрость  и который поступает сообразно ей и передаёт её (другим)"».


     ГЛАВА  12.  Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует : «О Аллах, научи его Книге !»


     66 (75). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однаж-ды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , обнял меня и ска-зал: "О Аллах, научи его Книге!"»
     ГЛАВА  13.  О том, с какого возраста можно выслушивать слова  малолетнего.
     67 (76). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обои-ми, сказал: «Однажды, незадолго до своего совершеннолетия  я приехал верхом на ослице в Мину , где посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , перед которым не было стены , в это время совершал молитву. И я прошёл перед частью ряда (молившихся), отпустил ослицу пастись, а потом занял своё место в ряду, и никто не высказал мне порицания ».
     68 (77). Сообщается, что Махмуд бин ар-Раби‘, да будет доволен им Аллах, ска-зал: «Я запомнил, что (однажды), когда мне было пять лет, пророк, да благословит его Аллах и приветствует , брызнул мне в лицо водой, набрав её ртом из ведра».
     ГЛАВА  14.  Достоинство знающего и передающего знание.
     69 (79). Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: «Руководство и знание, с которыми Аллах послал меня (к людям), подобны выпавшему на землю обильному дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и травы. (Другая часть) её была плотной, она задержала (на себе) воду, и Аллах обратил её на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать её для орошения. (Дождь) выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала воду и на которой ничего не выросло. (Эти части земли) подобны тем людям, которые постигли религию Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Ал-лах, сами приобрели знание и передали его (другим), а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководства Аллаха, с которым я был (направлен) к людям».


     ГЛАВА  15. Устранение знания и появление невежества.


     70 (80). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: "Предзнаменованием (близости) Часа этого станет то, что знание исчезнет, а невежество укоренится, (люди) будут пить (много) вина и (широкое) распространение получат прелюбодеяния"».
     71 (81). Сообщается, что (однажды) Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я передам вам такой хадис, которого после меня не передаст уже никто. Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: "Предзнаме-нованием близости Часа этого станет то, что (количество) знания уменьшится, а невежество и прелюбодеяния получат (широкое) распространение, и возрастёт количество женщин, а количество мужчин сократится (до такой степени), что на пятьдесят женщин будет приходиться (только) один мужчина, опекающий их"».


     ГЛАВА  16.  Достоинство знания.


     72 (82). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обои-ми, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветст-вует , сказал: "(Однажды) я увидел во сне, что мне поднесли кубок молока, которое я пил до тех пор, пока не заметил, что влага выходит у меня из-под ногтей, после чего отдал остаток ‘Умару бин аль-Хаттабу". Люди спросили: "Как же ты истолковал (этот сон), о посланник Аллаха?" - на что он ответил: "(Это - ) знание"».


     ГЛАВА  17.  Фетва  сидящего на верховом животном или на чём-нибудь ещё.


     73 (83). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра, да будет доволен Аллах ими обо-ими, что во время прощального паломничества посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (на какое-то время) задержался в Мине из-за людей, задававших ему вопросы. Один человек подошёл к нему и сказал: «По невнимательности я обрил голову до того, как принёс (свой скот в) жертву». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует ,) сказал: «Ничего, принеси жертву (сейчас)». (Потом) к нему подошёл другой (человек) и сказал: «По невнимательности я принёс жертву до того, как начал бросать камни в идолов». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: «Ничего, бросай (сейчас)», и о чём бы (в тот день люди) ни спрашивали его относительно сделанного ими раньше или позже, чем нужно, он неизменно говорил в ответ: «Ничего, сделай (это сейчас)».


     ГЛАВА  18.  О том, кто давал фетву, делая знак рукой или кивая головой.


    74 (85). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Одна-жды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: "(Со временем) ис-чезнет знание, и распространятся невежество и бедствия, и умножатся волнения /хардж/". Его спросили: "О посланник Аллаха, а что такое хардж?" - и в ответ он сде-лал знак рукой, повернув её так, будто убивал кого-то».
     75 (86). Сообщается, что Асма, да будет доволен ею Аллах, сказала:
     - (Однажды) я зашла к ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, в то время, когда она совершала молитву, и спросила (её): «Что происходит с людьми?» (В ответ) она ука-зала (рукой) на небо  и  воскликнула: «Преславен Аллах! /Субхана-Ллах!/» (Взгля-нув в сторону мечети, я увидела, что) люди совершают молитву, и спросила: «(Это) знамение?» - и она утвердительно кивнула головой. Тогда я тоже приступила к мо-литве и молилась, пока не начала терять сознание, из-за чего мне пришлось полить себе голову водой. А (после молитвы) пророк, да благословит его Аллах и приветствует , воздал хвалу Всемогущему и Великому Аллаху, восславил Его и сказал: «На этом месте я (только что) увидел всё, что мне не было показано раньше, в том числе - рай и ад. И мне было ниспослано откровение о том, что в могилах своих вы подвергнетесь такому же (или: близкому к этому)  испытанию и будет им испытание, связанное с Антихристом . (Каждого умершего) спросят : "Что ты знаешь об этом человеке ?" - и верующий (или: убеждённый)  ответит: "Это - Мухаммад, посланник Аллаха, который пришёл к нам с явными доказательствами  и руководством , а мы ответили (ему) и последовали (за ним). Это - Мухаммад", и он повторит (эти слова) трижды, после чего (ангелы) скажут ему: "Cпи во благе, ибо мы убедились, что ты веровал в него!" Что же касается лицемера (или: сомневающегося) , то он скажет: "Я не знаю, я только слышал, как люди говорили что-то, и говорил то же самое"».


     ГЛАВА 19. Поездка с целью разрешения возникшего вопроса и наставления своей семьи.


     76 (88). Передают, со слов ‘Укбы бин аль-Хариса, да будет доволен им Аллах, что после его женитьбы на дочери Абу Ихаба бин ‘Азиза к нему пришла одна женщина и сказала: «Поистине, я кормила грудью и ‘Укбу, и ту, на ком он женился!»  (В ответ) ей ‘Укба сказал: «Я не знал, что ты вскормила меня, ведь (раньше) ты не говорила мне (об этом)!» А затем он верхом отправился  к посланнику Аллаха, да благо-словит его Аллах и приветствует , в Медину и задал ему вопрос (относительно этого дела). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: «Как же (она может оставаться твоей женой), если было сказано(, что она - твоя молочная сестра)?!» - и (после этого) ‘Укба расстался с ней, а она вышла замуж за другого человека.


     ГЛАВА  20.  Очерёдность в приобретении знания.


     77 (89). Сообщается, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Одно время) мы с моим соседом из числа ансаров, который принадлежал к (роду) бану умайа бин зайд, жившему в ‘Авали , по очереди приходили к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует . Он приходил (к нему) в один день, а я - на следующий, и (в свой день) я сообщал (своему соседу) о том, какие откровения были ниспосланы в этот день, а также и другие новости, и он делал то же самое. Однажды, когда настала очередь этого моего друга из числа ансаров, он (вернулся,) громко по-стучал в мою дверь и спросил: "Он  там?" Я испугался и вышел к нему, а он воскликнул: "Случилось нечто важное!"»
     (‘Умар, да будет доволен им Аллах,) сказал: «Войдя к Хафсе , я увидел, что она плачет, и спросил её: "Разве посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , дал развод вам (всем)?" Она ответила: "Я не знаю". А после этого я зашёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует , и спросил его, не присев: "Разве ты дал развод своим жёнам?" Он ответил: "Нет!" - и тогда я воскликнул: "Аллах велик! /Аллаху акбар!/"».


     ГЛАВА  21.  О состоянии гнева во время проповеди и наставлении, данном тем, кто увидел нечто ненавистное ему.


     78 (90). Сообщается, что Абу Мас‘уд аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, ска-зал: «Однажды какой-то человек сказал: "О посланник Аллаха, иногда я не прихожу на молитву  вовремя, потому что такой-то (имам) проводит её с нами слишком долго"».
     (Абу Мас‘уд, да будет доволен им Аллах,) сказал: «И я никогда не видел, чтобы пророк, да благословит его Аллах и приветствует , увещевая людей, гневался силь-нее, чем в тот день. Он сказал: "О люди! Поистине, (некоторые из вас) отталкивают (других от молитвы)! Пусть же тот, кто проводит её с людьми, облегчает , ведь сре-ди них (могут) оказаться больные, слабые и те(, у кого есть неотложные дела)!"»
     79 (91). Передают со слов Зайда бин Халида аль-Джухани, да будет доволен им Аллах,  что как-то раз один человек  спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует , о (том, что следует делать с) найденным. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: «(Сначала) узнай(, кому принадлежит) верёвка(, которой связано) найденное (или: сосуд, в котором находит-ся найденное), а потом объявляй о находке (людям) в течение года, после чего можешь пользоваться этим, однако если (к тебе) придёт хозяин найденного, (тебе следует) отдать находку ему». (Этот человек) спросил: «А (что делать с) заблудившимися верблюдами?» И тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует ,) разгневался так, что щёки его покраснели (или: лицо его покраснело), и он сказал: «А что тебе до них, ведь на верблюдах будут бурдюки, и у них имеются копыта?!  Они же сами приходят к воде и объедают (листья с) деревьев, так не трогай же этих верблюдов, чтобы хозяин смог сам найти их!» (Затем этот человек) спросил: «А (что делать с) заблудившимися овцами?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует ,) ответил: «Они достанутся тебе, или твоему брату, или волку».
     80 (92). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Од-нажды люди) стали задавать пророку, да благословит его Аллах и приветствует , такие вопросы, на которые он не хотел отвечать, однако, когда (люди, задававшие их,) принялись настаивать, он (сначала) разгневался, а потом сказал им: "Спрашивайте меня, о чём хотите". Один человек спросил: "Кто мой отец?"  (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует ,) ответил: "Твой отец - Хузафа". Потом встал другой человек и спросил: "Кто мой отец, о посланник Аллаха?" Он ответил: "Твой отец - Салим, вольноотпущенник Шайбы". А когда ‘Умар увидел по его лицу(, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует , гневается), он сказал: "О посланник Аллаха! Поистине, мы приносим своё покаяние Всемогущему и Великому Аллаху!" »


     ГЛАВА  22.  О повторявшем свои слова трижды для того, чтобы его понимали.


     81 (95). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует , говорил что-нибудь (людям), он обычно по-вторял сказанное трижды, чтобы его (правильно) понимали, а когда приходил к кому-нибудь, то приветствовал (хозяев дома тоже) три раза .


     ГЛАВА 23. Обучение человеком своей рабыни и своей жены.


     82 (97). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал: «Послан-ник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: "Троим уготована двойная награда: человеку из числа обладателей Писания, уверовавшему в своего пророка, а (затем) уверовавшему и в Мухаммада , подневольному рабу, если он выполняет свои обязанности по отношению к Аллаху и по отношению к своим хозяе-вам, а также человеку, имевшему рабыню, с которой он сожительствовал и которую должным образом воспитывал и обучал, а потом освободил её и женился на ней, - (каждому из них) уготована двойная награда"».


     ГЛАВА  24.  Увещание и обучение женщин имамом.


     83 (98). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует , который вышел (из мечети) вместе с Билялом, (подошёл к женщинам,) решив, что они не слышали того, что он говорил. И он принялся увещевать их и велел им давать садаку, женщины же стали отдавать свои серьги и кольца, а Билял собирал всё это в полу своей одежды.


     ГЛАВА  25.  Стремление к (изучению) хадисов.


     84 (99). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
     - (Однажды) я спросил: «О посланик Аллаха, кто (из людей) обретёт наивысшее счастье благодаря твоему заступничеству в День воскресения?» (В ответ) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , сказал (мне): «О Абу Хурайра, я так и думал, что никто не спросит об этом раньше тебя, поскольку я видел, как ты стремишься слушать (мои) слова! В День воскресения счастливейшим из людей бла-годаря моему заступничеству станет тот, кто скажет: "Нет бога, кроме Аллаха", будучи искренним в сердце своём (или: в душе своей)».

 

 ГЛАВА  26. Как будет исчезать знание.


     85 (100). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: "Поистине, Аллах не забирает знание, (просто) лишая его (Своих) рабов, но Он забирает знание, забирая (из мира) знающих, когда же Он не оставит (в живых) ни одного обладающего знанием, люди станут избирать (для себя) невежественных руководителей . И им будут задавать вопросы, а они станут выносить решения, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!"»


     ГЛАВА  27.  Следует ли назначать специальный день для того, чтобы наставлять женщин (в религии)?


     86 (101). Cообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, ска-зал: «(Однажды) женщины сказали пророку, да благословит его Аллах и приветст-вует : "Мужчины не дают нам возможности поговорить с тобой , выдели же для нас (особый) день по своему усмотрению!" И он пообещал (женщинам выделять для них такой) день, (с наступлением которого) встретился с ними, стал наставлять их и да-вать им свои веления (относительно установлений религии). Среди прочего (пророк, да благословит его Аллах и приветствует ,) сказал им: "Для любой из вас, у которой умрут трое её детей, они обязательно послужат защитой от огня".  Одна женщина спросила: "А (если их будет) двое?" Он ответил: "И двое"».
      В другой версии этого хадиса, передаваемой со слов Абу Хурайры, да будет дово-лен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и при-ветствует , сказал: «...трое детей, не достигших совершеннолетия...»


     ГЛАВА  28.  О том, кто услышал нечто(, не понял этого) и переспросил, чтобы по-нять.


     87 (103). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды про-рок, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, у кого потребуют полного отчёта , будет подвергнут наказанию».
     ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
     - Я спросила: «Разве Аллах Всевышний не говорит: "...он непременно будет рас-считан расчётом лёгким..." ?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует ,) сказал: «Это касается только представления , но тот (человек, дела) которого будут обсуждаться , погибнет!»


     ГЛАВА 29. Пусть присутствующий известит отсутствующего.


     88 (104). Сообщается, что Абу Шурайх, да будет доволен им Аллах, сказал:
     - Я слышал, что сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветству-ет , на следующий день после завоевания Мекки . Я  слышал  эти  слова своими ушами, усвоил их своим сердцем, и я видел его собственными глазами, когда он говорил это. (Сначала пророк, да благословит его Аллах и приветствует ,) воздал Аллаху хвалу и восславил Его, а потом сказал: «Поистине, Мекку объявил священной Аллах, а не люди, и поэтому непозволительно человеку, верующему в Аллаха и в Последний день, ни проливать в (этом городе) кровь, ни вырубать в нём деревья. Если же кто-нибудь посчитает это для себя допустимым(, ссылаясь на то, что) в Мекке сражался посланник Аллаха , скажите ему: "Поистине, Аллах разрешил это Своему посланнику, но не разрешал вам!" Да и мне Он позволил делать это только в течение части этого дня, и сегодня она вновь стала столь же священной, как и вчера, так пусть же присутствующий известит (об этом) отсутствующего!»


     ГЛАВА  30.  Грех того, кто возводит ложь на пророка, да благословит его Аллах и приветствует .


     89 (107). Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха,  да благословит его Аллах и приветствует , сказал: "Не возво-дите на меня ложь , ибо, поистине, тот, кто сделает это, непременно займёт своё место в огне!"»
     90 (109). Сообщается, что Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, ска-зал: «Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: "(Че-ловек,) который станет приписывать мне то, чего я не говорил, непременно займёт своё место в огне!"»
     91 (110). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: «(Вы можете) называть себя моим именем, но не используйте мою кунью , называя себя! Если кто-нибудь из вас уви-дит меня во сне, (это будет означать, что) он (действительно) увидел меня, ибо шай-тан не может принимать мой облик. Если же кто-нибудь станет намеренно возводить на меня ложь, он непременно займёт своё место в огне!»


     ГЛАВА  31. Письменная фиксация знания.


     92 (112). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: «Поистине, Аллах не допускает убийств в Мекке (или: не допустил к ней слона ), однако Он дал власть над ними  посланнику Аллаха и верующим. Поистине, никому до меня не позволялось (сражаться) в (этом городе) и никому не будет позволено это после меня! Поистине, и для меня это стало дозволенным лишь на определённое время в течение дня, а сейчас (Мекка), несомненно, (снова) является священной территорией, где нельзя ни срезать колючки, ни вырубать деревья, ни поднимать найденное, если только человек не делает это для того, чтобы объявить о своей находке (людям). Если же кого-нибудь убьют, то (его ближайшие родственники) могут выбирать одно из двух: либо получить выкуп /дийа/ за убитого , либо воздать убийце равным».
     (Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах,) сказал: «Тут подошёл какой-то человек из Йемена и сказал: "Запиши для меня (эти слова), о посланник Аллаха", и тогда он велел: "Запишите (это для него)". А после этого один курайшит воскликнул: "Кроме душистого тростника, о посланник Аллаха,  ведь мы используем его в наших домах и на наших могилах !" - и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: "Кроме душистого тростника, кроме душистого тростника"».
     93 (114). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда (предсмертные) страдания пророка, да благословит его Аллах и приветствует , усилились, он сказал: "Принесите мне (принадлежности для) письма, и я напишу  для вас то, благодаря чему вы не собъётесь с правильного пути". Однако ‘Умар сказал: "Пророк, да благословит его Аллах и приветствует , серьёзно болен, а у нас есть Коран, и этого нам достаточно!" Тут мнения (присутствовавших) разделились, поднялся шум, и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: "Оставьте меня, не следует спорить в моём присутствии!"»


     ГЛАВА  32. Знание и увещание ночью.


     94 (115). Сообщается, что Умм Салама , да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды ночью пророк, да благословит его Аллах и приветствует , проснулся и вос-кликнул: "Преславен Аллах! /Cубхана-Ллах!/ Какие бедствия были ниспосланы се-годня ночью  и какие сокровищницы открыты!  Разбудите обитательниц комнат , ведь может получиться так, что одетая в мире этом окажется обнажённой в мире ином !"»


     ГЛАВА  33. Ночной разговор о знании.


     95 (116). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обои-ми, сказал: «(Однажды, уже) в конце своей жизни, пророк, да благословит его Аллах и приветствует , совершил с нами вечернюю молитву,  произнёс в конце её слова тас-лима , поднялся и сказал: "Понимаете ли вы, что это за ночь? Поистине, через сто лет после этой ночи не останется на земле ни одного из живущих на ней (ныне) !"»
     96 (117). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) я остался на ночь в доме своей тётки Маймуны бинт аль-Харис, жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует , находившегося в ту ночь у неё. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует , совершил вечернюю молитву (в мечети), вернулся домой, совершил молитву в четыре раката  и лёг спать. (Через некоторое время) он встал  и спросил: "Мальчик  поспал?" (Или же он сказал нечто подобное.) Затем он встал на молитву, я же встал слева от него, но он поставил меня справа, совершил пять ракатов молитвы, а потом ещё два, после чего (снова) заснул, и я услышал его храп, а (ещё через некоторое время) он пошёл на (утреннюю) молитву».


     ГЛАВА  34.  Сохранение знания.


     97 (118). Сообщается, что (как-то раз) Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Люди говорят, что Абу Хурайра (передал много хадисов), однако если бы не два айата из Книги Аллаха, то я не передал бы ни одного».
     Затем он прочитал (следующие айаты): «Поистине, тех, кто скрывает ниспослан-ные Нами ясные  знамения  и  истинное  руководство  после  того,  как   Мы разъяснили  всё  это  людям  в Писании, проклянёт Аллах и проклянут проклинающие, #  кроме тех, которые раскаялись, и исправили  и (стали) разъяснять (истину). Я приму покаяние таких, ибо Я - Приемлющий покаяние, Милосердный» (, после чего сказал): «Поистине, наши братья из числа мухаджиров были заняты торговыми сделками, а наших братьев из числа ансаров занимали дела, связанные с их имуществом , тогда как Абу Хурайра, довольствовавшийся лишь тем, что могло насытить его , неотступно следовал за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , присутствуя там, где отсутствовали они, и запоминая то, чего не запомнили они».
     98 (119). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Од-нажды) я сказал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует : "О посланник Аллаха, поистине, я слышу от тебя многое, но забываю это!" Тогда он ве-лел: "Распахни свою накидку", и я распахнул её».
     (Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах,) сказал: «И он сделал своими руками такое движение, будто наполнил их чем-то, (а потом как будто бы положил что-то в мою накидку) и велел: "Запахнись!" Тогда я сдвинул края накидки и после этого уже ничего не забывал».
     99 (120). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Из (сказанного) посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , я запомнил (то, что относится к) двум видам знания. Что касается первого, то я распространил его (среди людей), что же касается второго, то, если бы я распространил и его, (мне) обязательно перерезали бы горло !»


     ГЛАВА  35.  Необходимо молча прислушиваться к словам знающих.


     100 (121). Передают со слов Джарира, да будет доволен им Аллах, что во время прощального паломничества пророк, да благословит его Аллах и приветствует , велел ему: «Скажи людям, чтобы они молчали и слушали!» - после чего сказал: «Не становитесь после меня  неверными, которые рубят друг другу головы!»


     ГЛАВА  36.  Какой ответ желательно дать знающему, если его спросят: «Кто из людей обладает наибольшим знанием?»


     101 (122). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Убайй бин Ка‘б, да будет доволен им Аллах, сообщил им, что пророк, да благо-словит его Аллах и приветствует , сказал: «(Однажды) пророка Мусу, обратившегося с проповедью к израильтянам, спросили: "Кто из людей обладает наибольшим знанием?" - и он ответил: "Самым знающим являюсь я", oднакo Аллах выразил ему (за это) порицание, ибо Муса должен был ответить, что это известно только Аллаху. И Аллах ниспослал ему в откровении: "Поистине, у места слияния двух морей (живёт) один из рабов Моих , который знает больше, чем ты!" (Муса) спросил: "О Господь мой, как мне найти его?" - и ему было сказано: "Положи в корзину рыбу (и отправ-ляйся в путь, а раб этот) будет там, где ты потеряешь её". И он отправился в путь вместе со своим молодым (слугой) по имени Йуша‘ бин Нун , который нёс рыбу в корзине. Добравшись до одной скалы, они склонили свои головы и заснули, а рыба выбралась из корзины и двинулась по направлению к морю будто по тоннелю . (Узнав об этом,) Муса и его слуга были удивлены, а потом они (снова) двинулись в путь (и шли) остаток ночи и (весь) день. Когда настало утро, Муса велел своему слуге: "Принеси нам наш обед, ведь мы утомились в пути",  а до того, как он миновал то место, куда ему было велено (идти), Муса не испытывал усталости. Его слуга сказал ему: "Дело в том, что, когда мы остановились у скалы, я позабыл о рыбе" . (Услышав это,) Муса воскликнул: "Этого-то мы и желали!" - и они вернулись назад по своим следам , когда же добрались до той скалы, (увидели) человека, облачённого в одежды (или же он сказал: человека, облачившегося в свои одежды). Муса поприветствовал его, а аль-Хадир спросил: "Откуда в твоей стране знают о (таком) приветствии?" (В ответ ему Муса) сказал: "Я - Муса". Он спросил: "Муса (из числа) израильтян?" - и  (Муса) ответил: "Да", (а затем) спросил (его): "Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня тому, чему научили тебя?" Он ответил: "Поистине, у тебя не хватит терпения(, чтобы учиться) у меня , о Муса, ведь я обладаю знанием, которое было дано мне Аллахом и которое неведомо тебе, ты же обладаешь (иным) знанием, (также) дарованным тебе Им и неведомым мне". (На это Муса) сказал: "Если пожелает Аллах, ты увидишь, что я терпелив и ни в чём не ослушаюсь твоего веления".  И (Муса с аль-Хадиром) отправились в путь по берегу моря, (поскольку) у них не было корабля, (а вскоре неподалёку) появился ка-кой-то корабль, и они попросили (моряков) взять их на борт. Аль-Хадир был известен (этим людям), и они взяли их, не потребовав никакой платы. (Через некоторое вре-мя) прилетел воробей, который сел на борт и раз или два зачерпнул клювом воды из моря. (Увидев это,) аль-Хадир сказал: "О Муса, знание(, полученное) тобой и мной, уменьшило знание Аллаха настолько же, насколько (та малость воды, что уместилась в) клюве воробья, уменьшила море!"  А потом аль-Хадир подошёл к одной из досок корабля и выломал её (из борта). Муса сказал: "(Эти) люди взяли нас с собой, не требуя платы, а ты специально сделал пробоину, чтобы потопить тех, кто на корабле?"  (Аль-Хадир) сказал: "Разве не говорил я тебе, что ты ни за что не сможешь сохранять терпение со мной?"  (Муса) сказал: "Не укоряй меня за то, что я забыл",   и (так) Муса проявил забывчивость в первый (раз во время этого путешествия) . Они снова двинулись в путь и (через некоторое время) увидели мальчика, игравшего с другими детьми. Аль-Хадир схватил его за голову сверху и оторвал её своими руками, а Муса воскликнул: "Неужели убил ты невинного не в качестве возмездия за (убийство) человека?!"  (В ответ ему аль-Хадир) сказал: "Разве не говорил я тебе, что ты ни за что не сможешь сохранять терпение со мной?"  И они (вновь) отправились в путь, а когда явились к жителям одного селения,  попросили, чтобы они их накормили, но те отказались оказать им гостеприимство. (В этом селении) они увидели готовую рухнуть стену, которую (аль-Хадир) выпрямил  своими руками, а Муса сказал ему: "При желании ты мог бы получить за это плату ", (на что аль-Хадир) ответил: "Это (значит, что) мы должны расстаться"».
     А затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: «Да помилует Аллах Мусу! Поистине, хотелось бы нам, чтобы он проявил (больше) терпения, и тогда нам (больше) поведали бы о них!»


     ГЛАВА  37. О том, кто стоя задал вопрос сидевшему, который обладал знанием.


     102 (123). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Одна-жды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует , пришёл какой-то человек, который спросил его: "О посланник Аллаха, что такое сражение на пути Аллаха? Ведь некоторые из нас сражаются под воздействием гнева, а иные - (под воз-действием) ярости ". Он сказал: "На пути Аллаха Всемогущего и Великого находится сражающийся ради того, чтобы превыше всего было слово Аллаха"».


     ГЛАВА 38. Слова Аллаха Всевышнего: «Даровано вам знания лишь немного» ("Ночное путешествие", 85).


     103 (125). Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
     - (Однажды,) когда мы вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветству-ет , опиравшимся на голую пальмовую ветвь, шли через развалины Медины, нам по-встречалась группа иудеев. Некоторые из них стали говорить другим: «Спросите его о духе», а некоторые (другие) говорили: «Не спрашивайте его, ибо что бы он ни ска-зал, вам это не понравится!» Иные же сказали: «Мы обязательно спросим его!» - после чего один из них встал и спросил: «О Абу-ль-Касим, что такое дух?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует ,) промолчал, а я сказал себе: «Ему ниспосылается откровение», и встал (между ним и иудеями, чтобы они не мешали ему), когда же (ниспослание откровения) ему закончилось, он сказал: «И они станут спрашивать тебя  о  духе . Скажи: "Дух - от повеления Господа моего , а вам даровано знания лишь немного"» .


     ГЛАВА 39. О том, кто передавал знание одним и не передавал его другим, не же-лая, чтобы (его слова были неправильно) поняты.


     104 (128). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что однажды, ко-гда пророк, да благословит его Аллах и приветствует , ехал верхом, а позади него в седле сидел Му‘аз бин Джабаль , пророк сказал: «О Му‘аз!» (Му‘аз) отозвался: «Я перед тобой, о посланник Аллаха, и счастлив служить тебе!» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует , снова) сказал: «О Му‘аз!» - (и Му‘аз снова) отозвался: «Я перед тобой, о посланник Аллаха, и счастлив служить тебе!» - (повторив это) трижды. (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует ,) сказал: «Аллах запретит огню касаться любого человека, который засвидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, искренне (веруя в это) сердцем своим». (Му‘аз) спросил: «О посланник Аллаха, не сообщить ли мне об этом людям, чтобы они порадовались?» Он сказал: «Тогда они (только на это) и будут надеяться».  И Му‘аз сообщил (людям) об этом разговоре лишь незадолго до своей смерти, считая (дальнейшее молчание) грехом .


     ГЛАВА  40. Проявление стыдливости в (процессе приобретения) знания.


     105 (130). Сообщается, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) Умм Суляйм пришла к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , и сказала: "О посланник Аллаха, поистине, Аллах не стыдится (гово-рить) истину , ( так скажи мне,) следует ли женщине совершить полное омовение /гусль/, если во сне она увидит, что совокупилась с мужчиной, и у неё случится поллю-ция?" Пророк, да благословит его Аллах и приветствует , ответил: "Да, если (после пробуждения) она увидит (свои) выделения". (Услышав это,) Умм Салама прикрыла своё лицо и спросила: "О посланник Аллаха, а разве у женщин бывают поллюции?" (В ответ ей пророк, да благословит его Аллах и приветствует ,) сказал: "Что за вопрос, конечно! А почему же ещё сын становится похожим на мать?"»


     ГЛАВА 41. О том, кто устыдился и велел задать вопрос другому.


     106 (132). Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно у меня выделялась жидкость , и (однажды) я велел аль-Микдаду  спросить (об этом) пророка, да благословит его Аллах и приветствует . (Аль-Микдад) задал ему этот вопрос, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует ,) сказал: "(В этом случае следует) совершить омовение /вуду/"».


     ГЛАВА  42. Обучение и вынесение решения /фетва/ в мечети.


     107 (133). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обо-ими, сказал: «(Однажды) какой-то человек поднялся со своего места в мечети и спро-сил: "О посланник Аллаха, с какого места ты повелишь нам входить в состояние ихра-ма ?" (В ответ ему) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: "Жители Медины должны делать это в Зу-ль-Хуляйфе , жители Шама - в аль-Джухфе , а жители Неджда - у Карна "».
     Ибн ‘Умар также сказал: «И утверждают, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: "И пусть жители Йемена делают это у Йалямля-ма "».
     Ибн ‘Умар обычно говорил: «Однако лично я не помню, чтобы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , говорил это».


     ГЛАВА  43. О том, кто дал спросившему ответ более широкий, чем поставленный вопрос.


     108 (134). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен им Аллах, что один человек спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует : «Что должен надевать на себя (паломник, желающий) облачиться в ихрам?» Он ответил: «Ему не следует надевать ни рубаху, ни чалму, ни шаровары, ни бурнус , ни одеж-ду, окрашенную жёлтым деревом или шафраном. Если он не найдёт сандалии, пусть оденет кожаные носки , обрезав их так, чтобы верхние края не доходили до лоды-жек».


   

Яндекс.Метрика МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов